Минэкономразвития предлагает скорректировать планы по сокращению выбросов парниковых газов. В базовом сценарии планируется установить цель по сокращению нетто-выбросов СО2 до 1,483 млрд т к 2030 г., следует из материалов к федеральному проекту «Низкоуглеродное развитие». Это на 11% ниже, чем установлено стратегией низкоуглеродного развития, утвержденной правительством в 2021 г., – там в целевом варианте фигурирует значение 1,673 млрд т. В консервативном сценарии федпроекта цель предлагается установить на уровне 1,718 млрд т к 2030 г.
Описанный в федпроекте базовый сценарий является целевым и, действительно, несколько более амбициозный, чем в Стратегии низкоуглеродного развития, пояснил федеральный чиновник. По его словам, итоговый показатель будет зависеть от утвержденного финансирования.
Согласно принятой стратегии, к 2050 г. нетто-выбросы должны сократиться до 630 млн т. А достижение углеродной нейтральности (баланс между антропогенными выбросами парниковых газов и их поглощением) запланировано на 2060 г.
Изменения в цели на 2030 г. противоречат прошлым оценкам властей. В частности, в 2023 г. первый замминистра экономического развития Илья Торосов, курирующий тему низкоуглеродного развития, в интервью РБК предупреждал, что выполнить все планы по снижению выбросов будет сложно, поэтому следует поменять цели на менее амбициозные. По словам Торосова, в правительстве работали над новым оперативным планом стратегии низкоуглеродного развития России до 2050 г., в котором оценки производились уже с учетом санкций. Задача состоит в том, чтобы заменить западные инвестиции российскими, пояснял первый замминистра. В конце 2022 г. эксперты Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН в своем докладе заявили, что санкции ограничили возможности России по сокращению выбросов парниковых газов. Эмиссия выбросов CO2 снизится к 2050 г. до 1,119 млрд т вместо запланированных стратегическими документами 630 млн т CO2, оценивали аналитики. Снижение выбросов до этой величины потребует инвестиций в размере 108 трлн руб. (примерно по 4 трлн руб. в год), подсчитывали эксперты РАН.
Помимо цели по снижению выбросов в федпроекте обозначены планы по выпуску углеродных единиц (верифицированный результат реализации климатического проекта, выраженный в массе парниковых газов, эквивалентной 1 т углекислого газа). В базовом варианте планируется выпустить 70 млн т эквивалента CO2, следует из материалов к федпроекту. В документе указано, что в 2023 г. было выпущено углеродных единиц в объеме 80 000 т. По данным реестра углеродных единиц, сейчас в обращении находится 32,4 млн углеродных единиц.
Законодательство не предусматривает каких-либо требований для бизнеса по сокращению выбросов парниковых газов, напомнил представить министерства.
Государство планирует развивать добровольный углеродный рынок путем совершенствования действующей инфраструктуры, сообщил представитель Минэка. В частности, планируется развивать методологическую базу, которая позволит компаниям облегчить процесс разработки проектной документации для климатических проектов и расчета возможных эффектов. Кроме того, Минэк планирует продвигать российскую систему на международных рынках.
Минэк предлагает выделить на федпроект «Низкоуглеродное развитие», который входит в нацпроект по экономике, в базовом варианте 30 млрд руб. в 2025–2030 гг. Основные расходы будут приходиться на гранты научным организациям.
Самое дорогое мероприятие проекта оценивается в 11,9 млрд руб. – это развитие системы климатического мониторинга и прогнозирования состояния природных сред. Для этого Минэк предлагает выделять гранты научным организациям для наблюдения за многолетней мерзлотой, опустыниванием, Мировым океаном и водными объектами, проведения мониторинга климатически активных веществ, анализа данных и подготовки прогнозов.
Источник: Ведомости