Внесены изменения в порядок нормирования отходов и лимитов на их размещение

пн, 12/08/2024

Федеральный закон от 08 августа 2024 г. № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Указанным Федеральным законом внесены изменения в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ (далее — ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Так, в статье 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления», для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на оказывающих негативное воздействие на окружающую среду объектах I категории и II категории, устанавливается обязанность разрабатывать нормативы образования отходов и лимитов на их размещение (далее – НООЛР) в составе выданного им комплексного экологического разрешения (далее – КЭР) при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям, а для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на объектах II категории, при отсутствии КЭР - обязанность включать информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду.

Отметим, что теперь для компаний, производства которых относятся к I и II категории опасности, НООЛР устанавливаются в составе КЭР. То есть нет необходимости подавать в Росприроднадзор отдельный пакет документов.

В статье 5 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами отнесено в том числе:

  • установление порядка разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
  • утверждение методических указаний по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Из полномочий субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами в статье 6 данного ФЗ исключены:

  • установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору);
  • утверждение методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.

Стоит отметить, что внесены также изменения в статью 24.2-1 ФЗ «Об отходах производства и потребления». В указанной статье закрепляется, что в случае, если в предыдущем календарном году производителями товаров, импортерами товаров обеспечена самостоятельная утилизация отходов от использования товаров, упаковки в размере, превышающем массу отходов от использования товаров, упаковки, подлежащую утилизации в таком календарном году (далее - перевыполнение), масса отходов от использования товаров, упаковки, подлежащая утилизации в текущем календарном году, уменьшается на размер перевыполнения.

При расчете размера такого перевыполнения не учитывается понижающий коэффициент к нормативу утилизации отходов от использования товаров, массе произведенной, ввезенной упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации.

При расчете понижающего коэффициента производителем товара не учитывается масса вторичного сырья, которое является товаром (продукцией), который может быть произведен при утилизации отходов от использования товаров в целях исполнения обязанности по обеспечению самостоятельной утилизации отходов от использования товаров, и масса которого учтена в качестве обеспечения исполнения самостоятельной утилизации отходов от использования товаров.

Отметим, что таким образом исключается возможность учитывать один и тот же объем вторичного сырья и как основание для выпуска акта утилизации, и как основание для снижения платежа по РОП (вступает в силу со дня опубликования ФЗ).

Внесены изменения в статью 5 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Из полномочий органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, исключается: рассмотрение заявок на переоформление КЭР и добавляется новое полномочие: установление порядка подтверждения производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг с использованием доли вторичного сырья в их составе.

Также внесены изменения в статью 17 ФЗ «Об охране окружающей среды». В указанной статье предусмотрено, что в случаях замены юридического лица или индивидуального предпринимателя, реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса (места нахождения), а также в случаях изменения фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, в КЭР вносятся изменения (на данный момент требуется переоформление) (вступает в силу с 1 сентября 2024 года).

Необходимо обратить внимание, что в статье 85 данного Федерально закона предусматривается, что положения абзаца девятого пункта 10 статьи 31.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» не применяются в отношении КЭР, которые выданы до 1 сентября 2025 года, а также которые будут выданы на основании заявок на получение КЭР, поданных до 1 сентября 2025 года, или заявок на получение КЭР, к которым приложены программы повышения экологической эффективности, утвержденные в установленном порядке до 1 сентября 2025 года, или заявок на получение КЭР, которые подаются в отношении находящихся в стадии строительства и (или) реконструкции либо планируемых к строительству и (или) реконструкции объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на проектную документацию которых получено до 1 сентября 2025 года положительное заключение государственной экологической экспертизы и (или) заключение государственной экспертизы проектной документации, до дня истечения срока действия таких КЭР, в том числе при внесении изменений в такие КЭР, не связанных с продлением срока действия таких КЭР.

Напомним, что абзац девятого пункта 10 статьи 31.1 данного Федерального закона вступает силу с 1 сентября 2024 года. Согласно данному пункту в КЭР для компаний, объекты которых оказывают негативное влияние на окружающую среду, устанавливаются наименьшие технологические нормативы и нормативы выбросов и сбросов загрязняющих веществ при наличии в сбросах и выбросах высокотоксичных веществ I и II классов опасности.

Отметим, в том числе, что срок вступления в силу положений об отнесении к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды перенесен с 1 сентября 2024 года на 1 сентября 2025 года. К данным полномочиям относятся:

  • установление перечней видов продукции (товаров), работ, услуг, производство, выполнение и оказание которых осуществляются с использованием определенной доли вторичного сырья в их составе и в отношении которых осуществляется стимулирование деятельности по их производству и выполнению;
  • установление перечня видов продукции (товаров), производство и использование которых не допускаются в связи с тем, что отходы от использования такой продукции (товаров) не подлежат обработке и (или) утилизации либо их обработка и (или) утилизация затруднительны.

Дата опубликования: 8 августа 2024 г.
Дата вступления в силу: 1 марта 2025 г., за исключение отдельных положений для которых установлены иные сроки вступления в силу.