РОСПРИРОДНАДЗОР НА СВОЕЙ ИНТЕРНЕТ-ПЛАТФОРМЕ ОБ ЭКОЛОГИИ ОПУБЛИКОВАЛ СТАТИСТИКУ ПОЛУЧЕНИЯ КЭР

пн, 29/07/2024

21 июля 2024 года исполнилось ровно 10 лет как был принят федеральный закон о КЭР (комплексное экологическое разрешение). В честь юбилейной даты Гриниум провел исследование, во сколько раз увеличится поступление платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), если предприятия не получат КЭР; какие будут последствия и в каких регионах наиболее высокий процент получения КЭР.

По состоянию на 22 июля 2024 года всего комплексных экологических разрешений выдано на 879 из порядка 6 тысяч объектов I категории, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

За первое полугодие 2024 года количество выданных разрешений (458 КЭР) превысило в 1,5 раза результат 2023 года (295 КЭР), и в 7,5 раз — результат 2022 года (61 КЭР). Однако даже кратное увеличение полученных разрешений составляет на данный момент только 15% от общего числа объектов, которым требуется КЭР.

Менее полугода остаётся на получение КЭР тем, кто еще не успел это сделать за прошедшие 10 лет. Напомним, что до 1 января 2025 года КЭР обязаны получить все юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, относящихся к области применения наилучших доступных технологий.

В статье 8.47 КоАП РФ сказано, что за отсутствие проектной документации и несоблюдение экологического законодательства предусмотрены административные наказания в виде штрафов и (или) приостановки деятельности предприятия до трех месяцев. При этом оплата штрафа не освобождает предприятие от обязанности получения разрешения. В случае получения предписания помимо штрафа на организацию возлагается обязанность в кратчайшие сроки осуществить подачу заявки на КЭР.

Еще один неприятный сюрприз для предприятий, не получивших КЭР, может ждать их в 2026 году при подготовке Декларации платы за НВОС и дальнейшем внесении платы НВОС с повышающим коэффициентом 100 для выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и коэффициентом 25 за захоронение отходов.

Разберем на примере, чем это грозит предприятию, которое обязано получить КЭР, но по каким-либо причинам не получит его до наступления указанного срока.

Допустим, что у предприятия N размер платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в 2023 году составил 23 млн рублей. В 2024 году обязанности по наличию КЭР у предприятия нет, следовательно, и размер платы за НВОС не увеличится. А вот плата за 2025 год, в случае отсутствия КЭР, будет увеличена в 100-кратном размере, то есть предприятие N обязано будет заплатить 23 млн х 100 = 2,3 млрд руб. Насколько подобная сумма обязательного платежа окажет негативное влияние на дальнейшую деятельность предприятия? Ответ на этот вопрос — вплоть до полного прекращения его существования.

100-кратное увеличение платы за НВОС послужило основанием провести анализ ситуации с КЭР и оценить прогноз потенциальной платы для предприятий-загрязнителей, невыполняющих в настоящее время требования законодательства по охране окружающей среды.

На основании открытых данных по размеру платы за негативное воздействие на окружающую среду и публичного реестра КЭР по состоянию на 22 июля 2024 года в Российской Федерации объектов I категории — 5794, объектов II категории — 45038, объектов III категории — 207360. Всего плата за НВОС в 2023 году в РФ составила 21 518, 8 млн рублей, при этом ориентировочный вклад объектов I категории НВОС в общий размер платы составляет порядка 50% — 10 795,5 млн рублей.

По размеру поступлений платы НВОС лидерами в 2023 году являются Красноярский край, Кемеровская, Свердловская и Иркутская области, размер платы в этих регионах составил более 1 млрд рублей.

Наименьшие поступления платы НВОС (не более 10 млн рублей) отмечены в республиках Калмыкия, Ингушетия, Кабардино-Балкария и Дагестан.

Более половины (57%) объектов НВОС, которым требуется получение КЭР, до настоящего времени не получили и даже не подали заявку.

Будем оптимистичны и предположим, что до конца года все заявки на получение КЭР перейдут в реестр полученных КЭР, тогда за 2025 год плата НВОС по сравнению с 2023 годом увеличится в 28 раз и составит 611,135 млрд рублей. Если же заявки на получение КЭР так и останутся заявками, то указанная сумма может возрасти еще на несколько десятков миллиардов рублей.

Любопытным выглядит соотношение полученных данных по КЭР в субъектах РФ.

Больше всего разрешений получено (также учитываются данные о поданных заявках на КЭР) в:

  • Ненецком Автономном округе (41 объектов из 55)
  • Ямало-Ненецком Автономном округе (144 из 188)
  • Тюменской области (33 из 44)
  • Самарской области (275 из 410)
  • Ханты-Мансийском Автономном округе (183 из 295)
  • Волгоградской области (51 из 91)

«Регионами-аутсайдерами», в которых не подано ни одной заявки на КЭР, являются:

  • Калининградская область
  • Кировская область
  • Костромская область
  • Курская область
  • город Севастополь
  • Тамбовская область
  • Республика Адыгея (Адыгея)
  • Республика Дагестан
  • Кабардино-Балкарская Республика
  • Республика Алтай
  • Республика Северная Осетия-Алания
  • Чеченская Республика
  • Еврейская автономная область

Всего в этих регионах более 370 объектов НВОС I категории и ни одного выданного КЭР. Если до конца года сохранится такая динамика по неполучению разрешений, то прогнозируемый размер платы НВОС за 2025 год по этим регионам может достигнуть 33,1 млрд рублей.

Источник: Гриниум