Проект Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации «О внесении изменений в Требования при обращении с группами однородных отходов I - V классов, утвержденные Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11 июня 2021 г. № 399»
Проектом Приказа предлагается внести изменения в Требования при обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности, утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11 июня 2021 г. № 399 (далее - Требования).
В частности, изменениями предлагается установить минимальные единые требования к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по утилизации отходов, в том числе к объектам и мобильным установкам, используемым для утилизации отходов, а именно:
- осуществление деятельности по утилизации отходов в качестве вида деятельности юридического лица по кодам, включенным в группировки 38.2 «Обработка и утилизация отходов» и 38.32 «Утилизация отсортированных материалов» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОК 029-2014 (ОКВЭД 2);
- наличие лицензии на осуществление деятельности в области обращения с отходами I - IV классов опасности, в случае осуществления деятельности по утилизации отходов I - IV классов опасности;
- ведение учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов, в порядке, установленном Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 8 декабря 2020 г. № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами»;
- обладание на праве собственности или ином законном основании оборудованием и (или) специализированными установками (в том числе мобильными), используемыми для осуществления деятельности утилизации отходов, отнесенных к конкретным группам однородных отходов I - V классов опасности, и соответствующими требованиям к обращению с конкретными группами однородных отходов I - V классов опасности, установленным данными Требованиями.
Также, предлагается установить, что при выборе технологий утилизации отходов приоритетными являются технологии, обеспечивающие производство товаров (продукции), выполнение работ, оказания услуг с повторным (вторичным) применением отходов, основанные на принципах снижения себестоимости, повышения технико-эксплуатационных характеристик, безопасности, качества и экологичности производимых в результате утилизации товаров (продукции).
При этом объекты обращения с отходами, отнесенными к конкретным группам однородных отходов I - V классов опасности (за исключением объектов, на которых осуществляются накопление таких отходов), должны быть оборудованы системой весового контроля массы поступающих на объект отходов, массы образуемых на объектах отходов, массы получаемой из отходов продукции. Система весового контроля должна обеспечивать фото- и (или) видеофиксацию весового контроля.
Кроме того, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, отнесенными к конкретным группам однородных отходов I - V классов опасности, обеспечивают хранение в электронном виде результатов фото- и (или) видеофиксации системы весового контроля в течение не менее шести месяцев.
Необходимо отметить, что Требования также предлагается распространить на обращение с отходами электрической техники, включающей в себя электрическую бытовую и промышленную технику, утратившую потребительские свойства.
Наряду с указанным, предлагается определить, что утилизация отходов электронного и электрического оборудования осуществляется с применением совокупности следующих технологических процессов:
- выявления исправного оборудования, элементов оборудования, пригодных для восстановления и повторного использования;
- сортировки по видам;
- разбора и сортировки по компонентам;
- извлечения из оборудования элементов оборудования, содержащих опасные вещества, указанные в перечне опасных веществ, предусмотренном приложением № 2 к техническому регламенту Евразийского экономического союза «Об ограничении применения опасных веществ в изделиях электротехники и радиоэлектроники» ТР ЕАЭС 037/2016, утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18 октября 2016 г. № 113;
- удаления внешних кабелей и проводов;
- первичного измельчения (дробления);
- доведения полимерных и иных металлических и неметаллических компонентов до требуемых размеров с применением дробильного оборудования различных типов;
- механического воздействия на отход для уменьшения насыпной плотности, в том числе прессования;
- рекуперации холодильного агента - смеси масла и хладогента (применяется для холодильного оборудования, содержащего озоноразрушающие вещества);
- рекуперации люминофора при утилизации мониторов и телевизоров с электронно-лучевой трубкой, утративших потребительские свойства, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 144 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
- дегазации утеплителя холодильного оборудования;
- получения вторичного полимерного сырья и разделение его по видам материалов с обязательной передачей для последующей утилизации;
- получения вторичного неметаллического сырья, вторичного сырья, содержащего металлы и разделение его по видам материалов.
При этом при утилизации отходов электронного и электрического оборудования доля общей массы отходов, поступивших на утилизацию, фактически использованная для получения продукции, должна составлять не менее 85%.
Также, извлеченная фракция, с потенциальным содержанием драгоценных металлов, в том числе печатные платы, подлежат обязательной передаче специализированным лицензированным организациями для последующей переработки и аффинажа.
Кроме того, необходимо отметить, что в п. 66 Требований предлагается актуализировать редакцию нормативного документа, которым необходимо руководствоваться при выборе технологии утилизации отходов электронного и электрического оборудования.
Разработчик: Минприроды России
Состояние: публичное обсуждение
Дата начала публичного обсуждения: 21 сентября 2022 г.
Дата окончания публичного обсуждения: 11 октября 2022 г.
Дата начала независимой антикоррупционной экспертизы: 21 сентября 2022 г.
Дата окончания независимой антикоррупционной экспертизы: 30 сентября 2022 г.