ПРЕДЛАГАЕТСЯ ВНЕСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ВФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

пт, 22/10/2021

Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

В Государственную думу внесен проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», закрепляющий положения о предупреждении возникновения объектов накопленного вреда (необходимость разработки данного нормативного правового акта возникла по итогам совещания «Об экологической ситуации в г. Усолье-Сибирское Иркутской области»).

Положения проекта Федерального законопроекта можно разделить на две большие группы: «Целевое назначение экологических платежей» и «Меры по ликвидации последствий НВОС для объектов I, II класса опасности».

Важно отметить, что под правовое регулирование попадают именно опасные производственные объекты I, II класса и объекты размещения отходов I и II классов опасности. Законопроектом предлагается новый объект государственной экологической экспертизы, новый вид «компенсационного платежа», устанавливаются дополнительные полномочия Росприроднадзора и основания для проведения внеплановых проверок, ограничения при отчуждении и ликвидации ОПО, банкротстве организаций и выплате дивидендов в акционерных обществах, закрепляется необходимость финансового обеспечения мероприятий по ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду от эксплуатации объекта.

Среди новых документов, предлагаемых к внедрению законопроектом, можно выделить:

  • план мероприятий по ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду от эксплуатации объекта;
  • заключение об обоснованности определения сметной стоимости реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по ликвидации последствий эксплуатации объекта;
  • документы, подтверждающие финансовое обеспечение осуществления мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по ликвидации последствий эксплуатации объекта;
  • заключение об обоснованности (положительное заключение) или необоснованности (отрицательное заключение) определения сметной стоимости реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по ликвидации последствий эксплуатации объекта;
  • заключение о финансовой устойчивости юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • акт о выполнении плана мероприятий по ликвидации последствий эксплуатации объекта;
  • заключение о соответствии реализованных мероприятий по ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду эксплуатации объекта, по его консервации или ликвидации плану мероприятий по ликвидации последствий эксплуатации.

Говоря более детально, предлагается внести следующие изменения в Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в частности:

  • закрепить положения, регулирующие использование платы за негативное воздействие. Согласно ей, плата за негативное воздействие на окружающую среду, зачисленная в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, направляется на выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде, организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде (в случае его наличия), либо же на иные мероприятия по предотвращению и (или) снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение и восстановление природной среды;
  • включить статьи, касающиеся особенности охраны окружающей среды при эксплуатации (консервации или ликвидации) отдельных производственных объектов. Они содержат:
    • требования при эксплуатации и выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) отдельных производственных объектов – в частности указывается, что не позднее чем за пять лет до истечения содержащегося в проектной документации срока эксплуатации зданий или сооружений, которые являются опасными производственными объектами, истечение срока эксплуатации объектов размещения отходов I и II классов опасности: план мероприятий по предупреждению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта; заключение государственной экологической экспертизы плана мероприятий; заключение об обоснованности определения сметной стоимости реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий; документы, подтверждающие финансовое обеспечение осуществления мероприятий;
    • положения, касающиеся «плана мероприятий» - мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду, оказываемого отдельным производственным объектом, выводимым из эксплуатации, реализация которых позволит обеспечить соблюдение нормативов качества окружающей среды. Состав и требования к содержанию плана мероприятий устанавливаются Правительством Российской Федерации;
    • пункты о финансовом обеспечении осуществления мероприятий, предусмотренных планом мероприятий, подтверждением которого является наличие у юридического лица, индивидуального предпринимателя одного или нескольких документов, совокупный размер финансового обеспечения по которым соответствует сметной стоимости реализации мероприятий, предусмотренных планом таких мероприятий – независимая гарантия уплаты денежных сумм, необходимых для проведения мероприятий; поручительство по обязательствам по уплате денежных сумм, необходимых для осуществления мероприятий; документ, подтверждающий создание юридическим лицом резервного фонда, содержащего денежные средства в объеме, необходимом для осуществления мероприятий.;
    • положения о компенсационном платеже, который создан в целях обеспечения исполнения требований в области охраны окружающей среды индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, которым принадлежат отдельные производственные объекты. Его расчет осуществляется соответствующим федеральным органом по результату внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в виде выездной проверки. Данная методика расчета размера компенсационного платежа утверждается Правительством Российской Федерации;
    • пункт об итогах реализации мероприятий по охране окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) отдельных производственных объектов – суть заключается в предоставлении в течение двух месяцев после выполнения плана мероприятий акта о выполнении плана мероприятий соответствующим юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, которым принадлежат отдельные производственные объекты;
  • включить положения, закрепляющие целевое использование административных штрафов и средств от платежей по искам о возмещении вреда в области охраны окружающей среды и природопользования. Уточняется, что такие штрафы направляются на выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде и (или) организацию работ по ликвидации накопленного вреда в случае наличия таких объектов;

Также проект предлагается внести следующие изменения в Федеральный закон от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»:

  • добавить в пункт, касающийся объектов государственной экологической экспертизы, среди прочих, планы мероприятий по предупреждению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельных производственных объектов;
  • дополнить пункт о порядке проведения государственной экологической экспертизы, согласно которому проведение экспертизы плана мероприятий по предупреждению или ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта не требуются организация и проведение обсуждений указанного плана мероприятий с гражданами и общественными организациями, а также предоставление в составе материалов, подлежащих государственной экологической экспертизе.

Среди прочего, проектом предлагается включить изменения в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», где новым пунктом дополняется статья 12 «требования к объектам размещения отходов» – при вводе в эксплуатацию объектов размещения отходов I и II классов опасности определяется срок их эксплуатации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Также проектом вносятся изменения в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации и индивидуальных предпринимателей», где буду содержаться следующие положения:

  • пункт о содержании сведений о юридическом лице в едином государственном реестре дополняется информацией о том, что юридическому лицу принадлежит производственный объект;
  • пункт о содержании сведений об индивидуальном предпринимателе также дополняется информацией о том, что юридическому лицу принадлежит производственный объект.

Вносятся изменения в Федеральный закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», где предусмотрено следующее:

  • продажа объекта (предприятия) должника допускается только при наличии у покупателя заключения о финансовой устойчивости юридического лица, индивидуального предпринимателя или уведомления о сделке в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
  • продажа части имущества должника, относящегося к производственному объекту, не допускается.

Добавить положения Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» следующими пунктами:

  • в кадастр недвижимости вносятся сведения о том, что объект недвижимости относится к производственным объектам;

Законопроектом устанавливается, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, которым принадлежат объекты размещения отходов I и II классов опасности, введенные в эксплуатацию до 1 сентября 2022 года, обязаны по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), определить срок эксплуатации объектов размещения отходов I и II классов опасности в срок до 1 марта 2025 года. В случае ввода в эксплуатацию здания или сооружения такого типа до 1 сентября 2022 года юридические лица, индивидуальные предприниматели, которым принадлежат такие объекты, в срок до 1 марта 2023 года обязаны представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), сведения об отнесении опасных производственных объектов к отдельным опасным производственным объектам. В случае непредставления в срок до 1 марта 2025 года уведомления об установлении срока эксплуатации зданий и сооружений, которые являются опасными производственными объектами и (или) в которых находятся опасные производственные объекты, с указанием реквизитов заключения государственной экспертизы проектной документации соответствующих зданий и сооружений юридические лица, индивидуальные предприниматели, которым принадлежат такие объекты, не позднее 1 сентября 2025 года представляют в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), документы.

Уточняется, что до 1 марта 2035 года под отдельными производственными объектами понимаются опасные производственные объекты I и II классов опасности, включенные в государственный реестр опасных производственных объектов на основании подпунктов «д» - «ж» пункта 1 приложения 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", объекты размещения отходов I и II классов опасности, за исключением горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами.

 

Публикация: документ не был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Действие: вступает в силу с 1 сентября 2022 года.

Положения пункта 1 статьи 56.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в части отнесения опасных объектов I и II классов опасности к производственным объектам, а также ведения реестра отдельных производственных объектов применяются с 1 марта 2035 года.