Указанным Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации (далее – Постановление) проведена проверка конституционности абзаца второго пункта 34 и пункта 45 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 г. № 728) (далее - Правила).
Основанием для обращения в Конституционный суд Российской Федерации послужило заявленное истцом требование в Арбитражные суды и Верховный суд Российской Федерации, в котором как абонент (водопользователь) организации, предоставляющей услуги по водоотведению и осуществляющей контроль состава и свойств сточных вод в отношении объектов общества, просил возложить на нее обязанность производить наряду с отбором параллельной пробы (когда общество воспользовалось правом на отбор таковой) отбор и резервной пробы по всем веществам (измеряемым показателям), для которых срок хранения проб составляет менее 12 суток, и незамедлительно (в день отбора) передавать резервную пробу обществу для анализа за счет средств последнего с целью устранения в дальнейшем возможных разногласий.
Конституционный суд Российской Федерации отметил:
- при параллельном отборе проб сточных вод для анализа по тем показателям состава и свойств сточных вод, срок хранения проб для анализа которых согласно нормативным документам, регулирующим отбор проб или методы определения конкретных показателей, составляет менее 12 суток, абонент вправе заявить также о необходимости отбора за его счет дополнительной – резервной – пробы и ее анализа за его счет в аккредитованной лаборатории, не участвующей в анализе контрольной и параллельной проб и не аффилированной с водоотводящей организацией или с абонентом, по тем показателям состава и свойств сточных вод, по которым проводится анализ контрольной и параллельной проб, или по части этих показателей; при отборе проб должно быть определено, в каком качестве – контрольная, параллельная, резервная – выступает каждая из них; отбор и анализ резервной пробы осуществляется по правилам, установленным Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод для проведения отбора и анализа параллельной пробы, если иное не следует из изложенного выше; если результаты анализов контрольной и параллельной проб несопоставимы в части тех показателей, по которым проводится анализ резервной пробы, результаты анализа резервной пробы используются по правилам, закрепленным в третьем предложении абзаца первого и в абзаце втором пункта 44 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод;
- в случае непредставления абонентом протоколов исследований параллельной и резервной проб результат контроля определяется на основе результата анализа, проведенного по заказу организации, осуществляющей водоотведение;
- особенности параллельного отбора проб сточных вод не являются основанием для пересмотра состава и объема обязанностей абонентов, которые обусловлены результатами контроля состава и свойств сточных вод, определенными без учета результатов анализа дополнительной – резервной – пробы, отобранной по заявлению абонента.
Таким образом, оспариваемые нормы не соответствуют Конституции. Конституционный суд Российской Федерации приходит к выводу, что Правительству Российской Федерации надлежит внести необходимые изменения в регулирование отбора проб. До этого при отборе проб сточных вод, которые хранятся менее 12 суток, абонент вправе заявить об отборе за его счет резервной пробы и провести ее анализ в аккредитованной и не аффилированной лаборатории. Если протоколы исследований параллельной и (или) резервной пробы не представлены абонентом, результат контроля определяется по анализу контрольной пробы. Данные особенности отбора проб не являются основанием для пересмотра соответствующих обязанностей абонента, определенных без учета резервной пробы, отобранной по его заявлению, в соответствии с данным Постановлением.
Дата опубликования: 25 марта 2025 г.
Дата вступления в силу: 25 марта 2025 г.