Юридическое заключение по вопросу различия информации о нескольких объектах размещения отходов (в части адресов осуществления деятельности), объединенных в один объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в лицензии и реестре объектов НВОС
Основные выводы заключения:
1. Объект размещения отходов является сооружением – объектом капитального строительства – возведение которого осуществлялось в соответствии с проектной документацией на строительство объекта капитального строительства.
При этом разграничение нескольких объектов размещения отходов, эксплуатируемых одним юридическим лицом на смежных территориях, возможно проводить на основании имеющейся проектной документации на строительство каждого из объектов;
2. Определение объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, приведенное в ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», напрямую не коррелирует понятию «объект размещения отходов» по смыслу Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также не ограничивается положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации или законодательства о государственной регистрации недвижимости;
3. Несколько объектов размещения отходов, являющихся самостоятельными сооружениями (зарегистрированными в качестве недвижимости объектами капитального строительства) при наличии единого назначения и (или) физической, технологической связи, могут являться единым объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду.
При этом действующая форма заявки о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, допускает взамен адреса осуществления деятельности указывать несколько кадастровых номеров земельных участков;
4. На основании комплексного анализа законодательства можно сделать вывод о том, что при условии наличия объектов размещения отходов, являющихся самостоятельными сооружениями – объектами капитального строительства (в отношении каждого из объектов размещения отходов имеется собственная проектная документация на их строительство), целесообразно:
- в лицензии на осуществление деятельности по обращению с отходами производства и потребления указывать отдельные объекты, руководствуясь сведениями о регистрации объектов недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости;
- в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, указывать единый объект, но с различными кадастровыми номерами земельных участков;
- в ГРОРО предоставлять сведения об отдельных объектах размещения отходов, указанные в характеристиках объектов размещения отходов, составленных по результатам инвентаризации, учитывающей имеющуюся проектную документацию;
5. При условии наличия объектов размещения отходов, не являющихся самостоятельными сооружениями – объектами капитального строительства (в отношении каждого из объектов размещения отходов отсутствует собственная проектная документация на их строительство), сведения о таких объектах могут объединяться:
- в лицензии на осуществление деятельности по обращению с отходами (указываются несколько адресов осуществления деятельности по различным картам одного объекта);
- в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (указывается единый объект, но с различными кадастровыми номерами земельных участков);
- в ГРОРО посредством предоставления сведений о едином объекте размещения отходов;
6. Независимо от описанных выше условий, при наличии нескольких адресов, по которым осуществляется деятельность по размещению отходов, в лицензии на осуществление деятельности по обращению с отходами целесообразно отражать каждый из адресов.
В ином случае существует потенциальный риск квалификации такой деятельности со стороны должностных лиц Росприроднадзора в качестве размещения отходов без лицензии.
С полным текстом данного юридического заключения можно ознакомиться в АСУ ЭКОЮРС – в модуле «Путеводитель по юридическим заключениям» (июнь 2023 года)
Заказать полный текст заключения
из Центра правового обеспечения природопользования
(от 1 000 руб)