По вопросу постановки офисов на государственный учет объектов НВОС

пн, 10/04/2023

Юридическое заключение по вопросу постановки офисов на государственный учет объектов НВОС

Основные выводы заключения:

1. В части объектов НВОС IV категории положения Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2398 (далее – Критерии № 2398) отличаются от ранее действовавших Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2015 г. № 1029;

2. Данное отличие заключение в том, что наличие выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду до 1 января 2021 г. являлось одним из условий отнесения объекта НВОС к IV категории, в то время как после указанной даты одновременное отсутствие как выбросов, так и сбросов не препятствует отнесению объекта НВОС к IV категории;

3. На основе комплексного анализа действующего законодательства можно сделать вывод о том, что объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду – это объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков, эксплуатация которых приводит к негативному изменению физических, химических, биологических и иных показателей состояния окружающей среды;

4. Указанная позиция подтверждается судебной практикой (в части необходимости постановки на государственный учет лицензионных участков), в т.ч. Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 22 июня 2022 г. № Ф06-20059/2022 по делу № А06-3580/2021; Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 8 апреля 2022 г. № 12АП-14/2022 по делу № А06-3580/2021;

5. В настоящее время возможно констатировать противоречие между:
-названием раздела IV Критериев № 2398 «Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории», определением понятия «негативное воздействие на окружающую среду», приведенном в Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды»);
- основаниями для отнесения объекта к указанной категории, установленных в п. 7 Критериев № 2398, подразумевающих отсутствие выбросов и сбросов загрязняющих веществ.

6. Буквальное трактование п. 7 Критериев № 2398 и понятия «негативное воздействие на окружающую среду» означает, что отсутствие выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду приводит к негативному изменению физических, химических, биологических и иных показателей состояния окружающей среды.
При этом использование п. 7 Критериев № 2398 не позволяет разграничить объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, от объектов, которые не оказывают такое воздействие;

7. Если эксплуатация объекта и (или) сооружения не приводит к негативному изменению физических, химических, биологических и иных показателей состояния окружающей среды, эксплуатант указанного объекта и (или) сооружения вправе не подавать заявку о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, руководствуясь внутренними противоречиями положений п. 7 Критериев № 2398, так и противоречием данного пункта определению понятия «негативное воздействие на окружающую среду», приведенном в ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды»;

8. В случае, если деятельность офиса не предполагает осуществление выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, такой офис не подлежит постановке на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;

9. Указанная позиция может быть использована для аргументации отсутствия необходимости постановки офисов на государственный учет в качестве объектов НВОС в рамках досудебного и судебного разбирательства.
При этом в настоящее время межрегиональные управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования не отказывают в постановке на государственный учет объектов НВОС офисных помещений.

С полным текстом данного юридического заключения можно ознакомиться в АСУ ЭКОЮРС – в модуле «Путеводитель по юридическим заключениям» (март 2023 года)




Заказать полный текст заключения
из Центра правового обеспечения природопользования
(от 1 000 руб)

 Заказать