По вопросу об обращении с утратившими потребительские свойства холодильниками, кондиционерами, содержащими озоноразрушающие вещества

ср, 24/07/2019

Юридическим департаментом Центра подготовлено юридическое заключение По вопросу об обращении с утратившими потребительские свойства холодильниками, кондиционерами, содержащими озоноразрушающие вещества

Основные выводы заключения:

1. Обязанность по ведению учета использованных озоноразрушающих веществ возложена на юридических лиц, которые используют озоноразрушающие вещества в действующем оборудовании, используемом в технологическом процессе и имеющем наименование, тип, марку, инвентаризационный номер, соответственно идентификация такого оборудования осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно.

При этом юридические лица, которые используют озоноразрушающие вещества в действующем оборудовании должны обеспечить также представление отчетности об использованных озоноразрушающих веществах;

2. Для целей заполнения форм отчетности необходимо указать технологический процесс (участок), в котором используется озоноразрушающее вещество.

При этом действующим законодательством не раскрывается, что понимается под технологическим процессом (участком), в котором используется озоноразрушающее вещество;

3. В соответствии с позицией, изложенной в письме Минприроды России от 4 декабря 2014 года № 03-13-44/27840 «Об отчетности по озоноразрушающим веществам» бытовое холодильное оборудование и бытовые кондиционеры входят в перечень оборудования и изделий, в которых используются или потенциально могут использоваться ОРВ, в свою очередь охлаждение и кондиционирование воздуха включены в примерный перечень технологических процессов, в которых используются или могут использоваться ОРВ.

При этом по мнению Минприроды России, допускается при заполнении форма отчетности указать применительно к бытовому холодильному оборудованию в качестве технологического процесса охлаждение, применительно к бытовым кондиционерам - кондиционирование воздуха;

4. Для целей снижения рисков привлечения к административной ответственности лицам, эксплуатирующим бытовое холодильное оборудование и бытовые кондиционеры, необходимо предоставлять отчетность за прошедший год об использовании озоноразрушающих веществ в действующем оборудовании;

5. Организации, извлекающие, собирающие и хранящие озоноразрушающие вещества, содержащиеся в машинах и оборудовании, их составных частях, контейнерах, в ходе их технического обслуживания или перед выводом их из эксплуатации обязаны вести учет произведенных, использованных, находящихся на хранении, рекуперированных, восстановленных, рециркулированных и уничтоженных озоноразрушающих веществ, а также представлять ежегодно, начиная с 2015 года, не позднее 1 апреля, в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации отчетность за прошедший год о произведенных, использованных, транспортированных, находящихся на хранении, рекуперированных, восстановленных, рециркулированных и уничтоженных озоноразрушающих веществах по форме согласно приложению № 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 24 марта 2014 года № 228;

6. Захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения запрещено.

При этом в ФККО предусмотрены исключительно виды от отходов от использования холодильников бытовых не содержащие озоноразрушающие вещества;

7. Процедура обращения с утратившими потребительские свойства холодильниками приведена в виде схемы в приложении к Юридическому заключению;

8. Деятельность по разборке и очистке утративших потребительские свойства холодильников в целях подготовки их к дальнейшей утилизации является деятельностью по обработке отходов;

9. Критерием, позволяющим отграничить деятельность по обработке отходов от других видов обращения с отходами, является цель данной деятельности – подготовка отходов для дальнейшей утилизации.

При этом в случае если целью деятельности по предварительной подготовке отходов является последующее обезвреживание и (или) размещение указанных отходов, данная деятельность не может быть признана деятельностью по обработке отходов;

10. Действующим законодательством специальной нормы, устанавливающей ответственность за утечку озоноразрущающего вещества, не установлено.

При этом в случае, утечки озоноразрущающего вещества, хозяйствующий субъект несет ответственность за вред, причиненный компонентам окружающей среды в результате утечки озоноразрущающего вещества (при его наличии).

С полным текстом данного юридического заключения можно ознакомиться в АСУ ЭКОЮРС – в модуле «Путеводитель по юридическим заключениям» (июнь 2019 года)




 Заказать полный текст заключения
из Центра правового обеспечения природопользования

 Заказать