по вопросу о правомерности требования о предоставления до 3 июня 2019 отчета о выбросах парниковых газов

ср, 05/06/2019

Юридическим департаментом Центра подготовлено юридическое заключение:

  • по вопросу о правомерности требования о предоставления до 3 июня 2019 отчета о выбросах парниковых газов.

Основные выводы заключения:

1. Для формирования системы мониторинга, отчетности и проверки объема выбросов парниковых газов на уровне организаций необходимо разработать и принять нормативные правовые акты, касающиеся:

  • обязанности организаций осуществлять инвентаризацию выбросов и поглощений парниковых газов и представлять отчеты или сведения о сокращении выбросов парниковых газов;
  • установления критериев для идентификации организаций, на которых возлагается обязанность по осуществлению мониторинга и представлению отчетов, а также сведений об организационных и операционных границах, в пределах которых организации учитывают выбросы парниковых газов.

При этом формирование системы мониторинга, отчетности и проверки объема выбросов парниковых газов в Российской Федерации осуществляется поэтапно с постепенным охватом и вовлечением в нее различных регионов, секторов экономики и организаций;

2. В 2015 - 2020 годы предполагается сформировать нормативно-правовую, методическую и институциональную базу для внедрения и функционирования системы мониторинга, отчетности и проверки объема выбросов парниковых газов в Российской Федерации с вовлечением в нее крупнейших организаций в ключевых секторах экономики;

3. До принятия нормативных правовых актов, устанавливающих обязанности организаций осуществлять инвентаризацию выбросов и поглощений парниковых газов, а также до установления критериев для идентификации организаций, на которых возлагается обязанность по осуществлению мониторинга и представлению отчетов, следующие нормативные правовые акты применяются на добровольной основе:

  • Методические указания и руководство по количественному определению объема выбросов парниковых газов организациями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность в Российской Федерации (утв. Приказом Минприроды России от 30 июня 2015 года № 300);
  • Методические указания по количественному определению объема косвенных энергетических выбросов парниковых газов (утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 июня 2017 года № 330).

Данный вывод подтверждается Письмом Минприроды России от 5 июля 2018 года № 14-47/17987;

4. Положениями пункта 5 Распоряжения Правительства РФ от 2 апреля 2014 года № 504 «Об утверждении плана мероприятий по обеспечению к 2020 году сокращения объема выбросов парниковых газов до уровня не более 75 процентов объема указанных выбросов в 1990 году» установлена исключительно обязанность Минприроды России предоставлять доклады в Правительство Российской Федерации.

При этом обязанности по представлению сведений (отчета) о выбросах парниковых газов в какой-либо государственный орган в настоящее время не установлены.

5. Письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24 мая 2019 года № 05-13-53/11849 «О сборе сведений (отчетов) об объеме выбросов парниковых газов», а также Письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 30 мая 2019 года № РН-03-01-31/14452 «О сборе сведений (отчетов) об объеме выбросов парниковых газов» не являются нормативными правовыми актами, на них нельзя ссылаться при разрешении споров, указанные письма не могут являться основанием для привлечения к административной ответственности.

При этом решение о направлении сведений (отчета) о выбросах парниковых газов хозяйствующий субъект принимает самостоятельно.

 

 Заказать полный текст заключения
из Центра правового обеспечения природопользования

 Заказать