Юридическое заключение по вопросу о необходимости осуществления мониторинга атмосферного воздуха в соответствии с планом-графиком наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха
Основные выводы заключения:
1.В соответствии с Требованиями к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (утв. Приказом Минприроды России от 28 февраля 2018 г. № 74) юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с программой производственного экологического контроля.
При этом подраздел «Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха» программы ПЭК должен содержать:
- план-график контроля стационарных источников выбросов с указанием номера и наименования структурного подразделения (площадка, цех или другое) в случае их наличия, номера и наименования источников выбросов, загрязняющих веществ, периодичности проведения контроля, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений, методов контроля (расчетные и инструментальные) загрязняющих веществ в источниках выбросов;
- план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха с указанием измеряемых загрязняющих веществ, периодичности, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений;
2.В соответствии со ст. 23 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха разрабатывается исключительно лицами, объекты которых включены в установленный соответствующими территориальными органами Росприроднадзора и Росгидромета перечень объектов;
3.В соответствии с положениями Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды осуществляется:
- при проведении государственного экологического мониторинга;
- при проведении производственного экологического контроля.
При этом государственный экологический мониторинг осуществляется исключительно уполномоченными органами исполнительной власти;
4.Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий осуществляют производственный контроль в соответствии с программой производственного экологического контроля.
При этом действующее законодательство не содержит требований о необходимости осуществления мониторинга состояния окружающей среды в качестве самостоятельной обязанности хозяйствующих субъектов вне рамок производственного экологического контроля;
5.Включение объектов, эксплуатируемых хозяйствующими субъектами, в установленный соответствующими территориальными органами Росприроднадзора и Росгидромета перечень, в отсутствие определенных нормативными правовыми актами критериев такого включения, не соответствует действующему законодательству.
В данном случае включение любого эксплуатируемого объекта в перечень может быть обжалован в прокуратуру и (или) суд;
6.До установления нормативными правовыми актами:
- критериев и порядка включения объектов в перечень объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха;
- порядка осуществления мониторинга атмосферного воздуха,
- требование о необходимости осуществления мониторинга атмосферного воздуха в соответствии с планом-графиком наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, не соответствует действующему законодательству.
С полным текстом данного юридического заключения можно ознакомиться в АСУ ЭКОЮРС – в модуле «Путеводитель по юридическим заключениям» (апрель 2021 года)
Заказать полный текст заключения
из Центра правового обеспечения природопользования
(от 1 000 руб)