Юридическое заключение по вопросу использования земельных участков, расположенных в санитарно-защитной зоне, для производства, хранения и (или) переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции
Основные выводы заключения:
1.Перечень объектов, которые запрещено размещать в санитарно-защитной зоне, установлен пунктом 5 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (утв. Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2018 г. № 222) (далее – Правила).
При этом в границах санитарно-защитной зоны не допускается использования земельных участков в целях размещения объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, если химическое, физическое и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, приведет к нарушению качества и безопасности таких сырья и продукции в соответствии с установленными к ним требованиями;
2.В решении об установлении санитарно-защитной зоны указываются ограничения использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, в соответствии с пунктом 5 Правил.
Не допускается использования земельных участков для объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции исключительно в случае, если химическое, физическое и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, приведет к нарушению качества и безопасности таких сырья и продукции;
3.В случае необходимости использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, в целях размещения объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, проект санитарно-защитной зоны должен содержать обоснование возможности использования земельных участков для указанных целей, в том числе с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека;
4.Согласно п. 11 Правил в целях изменения санитарно-защитной зоны, в том числе в части прекращения действия отдельных ограничений использования земельных участков, расположенных в границах такой зоны, при отсутствии соответствующего заявления правообладателя объекта физические лица, юридические лица, органы государственной власти или органы местного самоуправления, не являющиеся правообладателями объектов, вправе провести исследования и измерения атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта) и при наличии оснований для изменения или прекращения существования санитарно-защитной зоны представить в уполномоченный орган соответствующее заявление.
Форма заявления об изменении санитарно-защитной зоны утверждена Приказом Роспотребнадзора от 05.12.2018 № 1000;
5.К заявлению об изменении санитарно-защитной зоны прилагается проект санитарно-защитной зоны и Экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
При этом согласно письму Роспотребнадзора от 25.05.2021 № 09-11124-2021-40 оценка проектов СЗЗ на предмет соответствия ограничений, предусмотренных подпунктом «б)» пункта 5 Правил в части использования земельных участков в границах СЗЗ в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции, необходимо осуществлять с учетом сведений об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ, сведений о земельных участках в границах СЗЗ, используемых в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, а также действующих технических регламентах, устанавливающих требования к качеству пищевой продукции;
6.Доказательствами того, что химическое, физическое и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, не приведет к нарушению качества и безопасности пищевой продукции в соответствии с установленными к ней требованиями могут являться:
- расчеты рассеивания, подтверждающие соблюдение ПДК на территории объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции;
- заключение судебной (внесудебной) экспертизы;
- ОВОС;
- заключение санитарно-эпидемиологической экспертизы о соответствии проекта СЗЗ санитарным правилам.
С полным текстом данного юридического заключения можно ознакомиться в АСУ ЭКОЮРС – в модуле «Путеводитель по юридическим заключениям» (декабрь 2023 года)
Заказать полный текст заключения
из Центра правового обеспечения природопользования
(от 1 000 руб)