Минприроды России разработало проект Федерального закона «Об экологическом аудите и экологической аудиторской деятельности»

вт, 28/07/2020

Проект Федерального закона «Об экологическом аудите и экологической аудиторской деятельности»

В настоящее время роль и место экологического аудита в системе государственного управления в области охраны окружающей среды законодательно не установлены.

Согласно абз. 33 ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» экологический аудит – независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.

При этом экологический аудит проводится на добровольной основе по инициативе хозяйствующих субъектов и исключительно в их интересах, и может быть связан с сокрытием имеющихся нарушений природоохранных требований от органов государственной власти и общества, а не с объективной оценкой деятельности предприятия. Ответственность за результаты проведения экологического аудита исполнитель несет только перед его заказчиком.

Законопроектом предполагается ликвидировать существующие правовые пробелы в сфере регулирования деятельности по проведению экологического аудита.

Основными целями законопроекта определены:

- предотвращение и снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидация ее последствий;

- создание рынка высококачественных услуг в сфере экологического аудита;

- гармонизация законодательства Российской Федерации с актами ОЭСР в части проведения обязательного экологического аудита.

Положения законопроекта направлены на решение следующих задач:

- закрепление случаев обязательного экологического аудита для субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, определение периодичности проведения обязательного экологического аудита;

- определение механизмов, стимулирующих хозяйствующих субъектов к проведению экологического аудита, в том числе установление особенностей государственного регулирования хозяйственной деятельности в условиях готовности бизнеса к открытому экологическому диалогу;

- определение организационной структуры осуществления экологической аудиторской деятельности, определение необходимых требований, обеспечивающих высокий уровень качества проведения экологического аудита.

Необходимо отметить, что проектом Федерального закона вводится новое понятие экологического аудита, позволяющее четко определить предмет экологического аудита и отделить экологический аудит от государственного экологического надзора.

Так, под экологическим аудитом понимается независимая, документированная оценка соответствия объектов экологического аудита требованиям в области охраны окружающей среды.

При этом под объектами экологического аудита понимаются: хозяйственная и иная деятельность аудируемого лица, документы в области охраны окружающей среды, имущество, иные объекты, заявленные заказчиком добровольного экологического аудита.

Также законопроектом определяются основные понятия, такие как: экологическая аудиторская деятельность, субъекты экологического аудита, устанавливаются цели и принципы экологического аудита.

Обращаем внимание, что нормативным правовым актом предусмотрено два вида экологического аудита: добровольный и обязательный.

Добровольный экологический аудит проводится по инициативе субъекта хозяйственной и иной деятельности и может быть комплексным и специальным.

При этом в целях обеспечения стимулирования субъектов хозяйственной и иной деятельности к проведению добровольного экологического аудита заключение по результатам добровольного экологического аудита может использоваться заказчиком:

1) при проведении комплексного экологического аудита – для переноса срока проведения плановой проверки регионального государственного экологического надзора на три года;

2) при проведении экологического аудита комплексного экологического разрешения – для продления комплексного экологического разрешения в упрощенном порядке.

Следует заметить, что необходимость проведения обязательного экологического аудита хозяйственной и иной деятельности устанавливается в следующих случаях.

1. При осуществлении деятельности по утилизации отходов I – III классов опасности.

2. При реализации проекта восстановительных работ в рамках возмещения вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, на основании решения суда или арбитражного суда.

В указанном случае обязательный экологический аудит вводится в целях обеспечения полноценной оценки эффективности и реальности выполнения мероприятий восстановительных работ.

3. Выполнения мероприятий специальных экологических программ реабилитации радиационно загрязненных участков территории.

В данном случае обязательный экологический аудит вводится в целях обеспечения полноценной экологической оценки эффективности выполнения мероприятий специальных экологических программ реабилитации радиационно загрязненных участков территории.

4. При принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и при приватизации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду I и II категории проведение экологического аудита позволит оценить имущество и документы в области охраны окружающей среды должника, имущественные комплексы, используемые для промышленного производства, подлежащие приватизации, требованиям в области в охраны окружающей среды в части наличия задолженностей по плате за негативное воздействие на окружающую среду, обязательств по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды в результате деятельности указанного объекта.

При этом иных случаев необходимости проведения обязательного экологического аудита законопроект не устанавливает.

Разработчик: Минприроды России

Состояние: публичное обсуждение

Дата начала публичного обсуждения: 22 июля 2020 г.

Дата окончания публичного обсуждения: 18 августа 2020 г.

Дата начала независимой антикоррупционной экспертизы: 22 июля 2020 г.

Дата окончания независимой антикоррупционной экспертизы: 18 августа 2020 г.