Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. № 446-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

пн, 10/01/2022

Федеральным законом закрепляется целевой характер для ряда «экологических» платежей, в том числе:

  • плата за негативное воздействие на окружающую среду, зачисленная в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, направляется на выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде и (или) организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в случае наличия на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) объектов накопленного вреда окружающей среде, а в случае их отсутствия - на иные мероприятия по предотвращению и (или) снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности;
  • суммы штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, направляются на выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде и (или) организацию работ по ликвидации накопленного вреда;
  • средства от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в том числе водным объектам, вследствие нарушений обязательных требований, направляются на выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде и (или) организацию работ по ликвидации накопленного вреда;

Также Федеральным законом закреплены положения, касающиеся особенностей охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) отдельных производственных объектов (ОПО I, II класса опасности; объектов размещения отходов I, II класса опасности), включая:

  • требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) отдельных производственных объектов;
  • требования о разработке плана мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, оказываемого отдельным производственным объектом, выводимым из эксплуатации;
  • положения о необходимости финансового обеспечения реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий;
  • порядок уплаты компенсационного платежа в случае невыполнения указанного плана;
  • порядок предоставления акта о выполнении плана мероприятий.

Федеральным законом предусматривается новый объект государственной экологической экспертизы федерального уровня: план мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельных производственных объектов.

При этом следует отметить, что при проведении государственной экологической экспертизы, в том числе повторной, плана мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта не требуются организация и проведение обсуждений указанного плана мероприятий с гражданами и общественными организациями (объединениями), а также предоставление в составе материалов, подлежащих государственной экологической экспертизе, материалов таких обсуждений.

Федеральный закон вносит изменение в действующий Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», согласно которому в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о том, что юридическому лицу принадлежит производственный объект, отчуждение которого или реорганизация (за исключением реорганизации в форме преобразования) собственника которого возможны при наличии заключения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти о финансовой обеспеченности юридического лица или уведомления о сделке, предусмотренных законодательством в области охраны окружающей среды.

Рассматриваемый Федеральный закон также закрепляет следующие положения:

  • юридические лица, индивидуальные предприниматели, которым принадлежат объекты размещения отходов I и II классов опасности, введенные в эксплуатацию до 1 сентября 2022 года, обязаны по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), определить срок эксплуатации объектов размещения отходов I и II классов опасности в срок до 1 марта 2025 года;
  • в случае ввода в эксплуатацию зданий и сооружений, которые являются опасными производственными объектами и (или) в которых находятся опасные производственные объекты, до 1 сентября 2022 года юридические лица, индивидуальные предприниматели, которым принадлежат такие объекты, в срок до 1 марта 2023 года обязаны представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), сведения об отнесении опасных производственных объектов к отдельным опасным производственным объектам;
  • в случае ввода в эксплуатацию зданий и сооружений, которые являются опасными производственными объектами и (или) в которых находятся опасные производственные объекты (за исключением шахт угольной промышленности), до 1 сентября 2022 года юридические лица, индивидуальные предприниматели, которым принадлежат такие здания и сооружения, в срок до 1 марта 2025 года обязаны представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), сведения о сроке эксплуатации таких зданий и сооружений, содержащемся в проектной документации на строительство или реконструкцию таких зданий и сооружений, с указанием реквизитов заключения государственной экспертизы данной проектной документации (в случае реконструкции объекта - также реквизитов разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированного объекта);
  • в случае ввода в эксплуатацию шахт угольной промышленности до 1 сентября 2022 года юридические лица, индивидуальные предприниматели, которым принадлежат шахты угольной промышленности, в срок до 1 марта 2025 года обязаны представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), сведения об установленном лицензией на пользование недрами сроке пользования участком недр с указанием реквизитов лицензии на пользование недрами и о предусмотренном техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых сроке разработки месторождения полезных ископаемых с указанием реквизитов решения о согласовании технического проекта разработки месторождений полезных ископаемых;

 

Дата опубликования: 30 декабря 2021 г.

Дата вступления в силу: 1 сентября 2022 г. (за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в законную силу).