Указанным Федеральным законом (далее – Федеральный закон) внесены изменения в Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ «Об отходах производства и потребления»), направленные на совершенствование правового регулирования отношений в области обращения с отходами производства и потребления.
Федеральным законом уточняется, что:
- хранение отходов - складирование отходов в целях утилизации, обезвреживания, захоронения, которое осуществляется в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев, если иной срок не предусмотрен ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
- накопление отходов - складирование отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения на срок не более чем одиннадцать месяцев, если иной срок не предусмотрен ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
- утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов для производства из их органической части искусственных грунтов и твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 ФЗ «Об отходах производства и потребления» (энергетическая утилизация).
При этом, Федеральным законом статья 14.2 ФЗ «Об отходах производства и потребления» дополнена пунктом 1.1.
Согласно данному пункту:
- юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые заключили с федеральным оператором договоры на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности, вправе осуществлять на территориях отдельных муниципальных образований накопление отдельных видов отходов I и II классов опасности на срок не более чем двадцать четыре месяца и хранение отдельных видов отходов I и II классов опасности на срок более чем двадцать четыре месяца;
- в перечень муниципальных образований могут включаться муниципальные образования, которые расположены в Арктической зоне, Дальневосточном федеральном округе и (или) отнесены к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям и в которых отсутствует возможность регулярного (не реже одного раза в месяц) транспортирования отходов I и II классов опасности до объектов обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов I и II классов опасности по автомобильным дорогам.
А также статья 14.4 ФЗ «Об отходах производства и потребления» дополнена пунктами 4.1 и 4.2 следующего содержания:
- накопление отдельных видов отходов I и II классов опасности в случаях, предусмотренных пунктом 1.1 статьи 14.2 данного Федерального закона, допускается на срок не более чем двадцать четыре месяца;
- хранение отдельных видов отходов I и II классов опасности в случаях, предусмотренных пунктом 1.1 статьи 14.2 настоящего Федерального закона, допускается сроком более чем двадцать четыре месяца.
Стоит отметить, что Федеральным законом статья 17.1 «Об отходах производства и потребления» дополнена пунктом 3.1.
Данным пунктом установлено, что вторичные ресурсы, полученные при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов или в результате обработки твердых коммунальных отходов на объектах обработки твердых коммунальных отходов, и полученное из них вторичное сырье передаются региональным оператором и операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющими обработку твердых коммунальных отходов, третьим лицам на организованных торгах или на электронных площадках, осуществляющих взаимодействие с федеральной государственной информационной системой учета твердых коммунальных отходов, перечень которых размещен в указанной информационной системе, за исключением вторичных ресурсов, передаваемых указанными операторами в целях утилизации путем производства искусственного грунта из органической части твердых коммунальных отходов или их энергетической утилизации.
А также новая статья 17.2, которая регулирует утилизацию твердых коммунальных отходов новым способом, а именно созданием искусственных грунтов из органической части твердых коммунальных отходов.
Такой способ утилизации возможен при следующих условиях:
- наличие схемы потоков, которые будут предусматривать переработку вторичных ресурсов, направляемых на утилизацию;
- наличие в региональной программе в области обращения с отходами мероприятий, направленных на обращение с использованием искусственных грунтов.
В случае, если искусственный грунт создан с нарушением требований утилизации, обезвреживания, размещения, стандартизации или не использован по назначению, такой грунт будет признаваться отходом.
Необходимо обратить внимание, что внесены изменения в Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно внесенным изменения, в случае признания искусственных грунтов, произведенных из органической части твердых коммунальных отходов в результате их утилизации, отходами производства и потребления плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов являются:
- юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые произвели из органической части твердых коммунальных отходов в результате их утилизации искусственные грунты, - в случае размещения таких грунтов на объектах размещения отходов или неиспользования таких грунтов в качестве сырья или продукции при производстве товаров, выполнении работ в течение трех лет со дня производства таких грунтов;
- юридические лица и индивидуальные предприниматели, которым переданы искусственные грунты, произведенные из органической части твердых коммунальных отходов в результате их утилизации, - в случае неиспользования таких грунтов в качестве сырья или продукции при производстве товаров, выполнении работ в течение трех лет со дня производства таких грунтов, а также размещения таких грунтов на объектах размещения отходов.
При этом, отчетным периодом в отношении внесения платы за размещение отходов в случае признания произведенных из органической части твердых коммунальных отходов в результате их утилизации искусственных грунтов отходами признается календарный год, в котором такие грунты признаны отходами.
Также уточняется, что в таком случае программа производственного экологического контроля должна содержать сведения о произведенных из органической части твердых коммунальных отходов искусственных грунтах, в том числе информацию о дате их производства, о массе их производства, об их использовании в качестве сырья или продукции при производстве товаров, выполнении работ или при эксплуатации объектов размещения отходов либо о передаче другим лицам для потребления в качестве сырья или продукции и результатах таких использования либо передачи.
Федеральным законом устанавливаются особенности обращения с отходами производства и потребления на труднодоступных территориях. С этой целью вводятся понятия «труднодоступная территория» и «перегрузочная станция», а также устанавливаются требования к таким станциям.
Так, устанавливается, что:
- труднодоступная территория - территория, которая расположена в границах одного или нескольких муниципальных образований либо части муниципального образования и из которой в связи с географическими, природно-климатическими особенностями отсутствует возможность круглогодичного регулярного (не реже одного раза в месяц) транспортирования твердых коммунальных отходов автомобильным транспортом за пределы такой территории;
- перегрузочная станция - место (площадка), в том числе с расположенными на нем (ней) сооружениями и оборудованием, которое предназначено (предназначена) для перегрузки твердых коммунальных отходов для дальнейшего транспортирования;
- перечень труднодоступных территорий определяется субъектами Российской Федерации в составе территориальных схем обращения с отходами при условии согласования такого перечня с Росприроднадзором и публично-правовой компанией «Российский экологический оператор»;
- хранение отходов допускается на труднодоступных территориях сроком более чем двенадцать месяцев, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4.2 статьи 14.4 ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
- накопление отходов на труднодоступных территориях осуществляется на срок не более чем двенадцать месяцев, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4.1 статьи 14.4 ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
Соответственно, Федеральным законом вводится новая статья 13.4-1, которая устанавливает требования к перегрузочным станциям. На перегрузочных станциях допускается накопление твердых коммунальных отходов с определенными условиями:
- периодичность транспортирования твердых коммунальных отходов должна соответствовать требованиями ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
- на труднодоступных территориях может быть предусмотрено накопление твердых коммунальных отходов собственниками твердых коммунальных отходов или уполномоченными ими лицами непосредственно на перегрузочных станциях.
При этом, перегрузочные станции должны соответствовать единым требованиям к объектам в области обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, перегрузочным станциям, устанавливаемым в соответствии с пунктом 3 статьи 10 ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Дата опубликования: 26 декабря 2023 г.
Дата вступления в силу: 1 сентября 2025 г., за исключением подпунктов а, в и г пункта 1, подпункт б пункта 2, пункты 4-6, абзацы первый-третий, пятый-одиннадцатый пункта 7, пункт 13, абзац второй подпункт в пункта 16 статьи 1 Федерального закона вступают в силу с 1 января 2025 года, также абзаца одиннадцатого пункта 1, пункта 1.1 статьи 14.2, пунктов 4.1 и 4.2 статьи 14.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» вступают в силу с 1 сентября 2026 г.