Данным приказом Минэкономразвития утверждены:
- Методические рекомендации по оценке возможного ущерба от воздействия климатических рисков, в том числе рекомендации по формированию перечня климатически уязвимых объектов в отраслях экономики, в субъектах РФ (далее - Методические рекомендации по оценке возможного ущерба);
- Методические рекомендации по мониторингу и оценке эффективности и результативности мер по адаптации к изменениям климата (далее - Методические рекомендации по мониторингу).
При этом, Методические рекомендации по оценке возможного ущерба и Методические рекомендации по мониторингу предназначены для неограниченного круга лиц.
Методические рекомендации по оценке возможного ущерба основываются на следующих принципах:
- единый подход к оценке возможного ущерба от воздействия климатических рисков в отраслях экономики и субъектах Российской Федерации;
- учет прямого (фактического и ожидаемого) и косвенного ущерба от воздействия климатических рисков для населения, инфраструктуры и экономики Российской Федерации;
- мониторинг и прогнозирование ущерба от воздействия климатических рисков в региональном и отраслевом разрезах.
Необходимо отметить, что в документе приведены следующие определения:
- Климатически уязвимый объект - антропогенный объект или компонент природной системы, функционирование которого зависит от факторов климата и который обладает ограниченной способностью адаптироваться к воздействию этих факторов;
- Возможный ущерб от воздействия климатических рисков - возможные потери, включающие возможный экономический ущерб (прямой и косвенный) и возможные неэкономические потери.
В оценку возможного ущерба от воздействия климатических рисков рекомендуется включать:
- выявление климатических рисков опасного, весьма опасного и катастрофического уровней, реализация которых приводит к экономическому ущербу и неэкономическим потерям;
- формирование перечня климатически уязвимых объектов;
- оценку возможного прямого и косвенного экономического ущерба, а также возможных неэкономических потерь в разрезе климатически уязвимых объектов;
- оценку возможных последствий возникновения климатических рисков для бюджетной системы Российской Федерации;
- оценку суммарного размера возможных выплат по страховым случаям, связанным со стихийными бедствиями или опасными природными явлениями.
Следует отметить, что при оценке возможного экономического ущерба рекомендуется оценивать:
- возможный прямой экономический ущерб (ущерб объектам жилищно-коммунального хозяйства, объектам социальной инфраструктуры, объектам здравоохранения, объектам торговли и снабжения, объектам образования и культуры, объектам транспортной инфраструктуры, объектам промышленности, промышленной инфраструктуры и иным категориям объектов);
- возможный косвенный экономический ущерб (ущерб, связанный со снижением выпуска продукции и прекращением оказания услуг, досрочным выбытием фонда и мощностей, остановкой производства и иной деятельности).
В возможные неэкономические потери рекомендуется включать ущерб здоровью, жизни и благосостоянию населения, воздействие на экосистемные услуги и биоразнообразие.
Наряду с этим, мониторинг мер по адаптации к изменениям климата, предусмотренных отраслевыми, региональными и корпоративными планами адаптации к изменениям климата рекомендуется осуществлять на ежегодной основе по следующим характеристикам:
- общий прогресс выполнения адаптационных мероприятий;
- текущий уровень выполнения адаптационных мероприятий;
- общий прогресс выполнения показателей достижения целей адаптации, предусмотренных Показателями достижения целей адаптации к изменениям климата, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 13 мая 2021 г. № 267;
- текущий уровень выполнения плана адаптации.