Приказ Минэкономразвития от 28 декабря 2023 г. № 927 «Об утверждении Методических рекомендаций по оценке возможного ущерба от воздействия климатических рисков, в том числе рекомендаций по формированию перечня климатически уязвимых объектов в отраслях ...

ср, 13/03/2024

Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 28 декабря 2023 г. № 927 «Об утверждении Методических рекомендаций по оценке возможного ущерба от воздействия климатических рисков, в том числе рекомендаций по формированию перечня климатически уязвимых объектов в отраслях экономики, в субъектах Российской Федерации и Методических рекомендаций по мониторингу и оценке эффективности и результативности мер по адаптации к изменениям климата»

Данным приказом Минэкономразвития утверждены:

  • Методические рекомендации по оценке возможного ущерба от воздействия климатических рисков, в том числе рекомендации по формированию перечня климатически уязвимых объектов в отраслях экономики, в субъектах РФ (далее - Методические рекомендации по оценке возможного ущерба);
  • Методические рекомендации по мониторингу и оценке эффективности и результативности мер по адаптации к изменениям климата (далее - Методические рекомендации по мониторингу).

При этом, Методические рекомендации по оценке возможного ущерба и Методические рекомендации по мониторингу предназначены для неограниченного круга лиц.

Методические рекомендации по оценке возможного ущерба основываются на следующих принципах:

  • единый подход к оценке возможного ущерба от воздействия климатических рисков в отраслях экономики и субъектах Российской Федерации;
  • учет прямого (фактического и ожидаемого) и косвенного ущерба от воздействия климатических рисков для населения, инфраструктуры и экономики Российской Федерации;
  • мониторинг и прогнозирование ущерба от воздействия климатических рисков в региональном и отраслевом разрезах.

Необходимо отметить, что в документе приведены следующие определения:

  • Климатически уязвимый объект - антропогенный объект или компонент природной системы, функционирование которого зависит от факторов климата и который обладает ограниченной способностью адаптироваться к воздействию этих факторов;
  • Возможный ущерб от воздействия климатических рисков - возможные потери, включающие возможный экономический ущерб (прямой и косвенный) и возможные неэкономические потери.

В оценку возможного ущерба от воздействия климатических рисков рекомендуется включать:

  • выявление климатических рисков опасного, весьма опасного и катастрофического уровней, реализация которых приводит к экономическому ущербу и неэкономическим потерям;
  • формирование перечня климатически уязвимых объектов;
  • оценку возможного прямого и косвенного экономического ущерба, а также возможных неэкономических потерь в разрезе климатически уязвимых объектов;
  • оценку возможных последствий возникновения климатических рисков для бюджетной системы Российской Федерации;
  • оценку суммарного размера возможных выплат по страховым случаям, связанным со стихийными бедствиями или опасными природными явлениями.

Следует отметить, что при оценке возможного экономического ущерба рекомендуется оценивать:

  • возможный прямой экономический ущерб (ущерб объектам жилищно-коммунального хозяйства, объектам социальной инфраструктуры, объектам здравоохранения, объектам торговли и снабжения, объектам образования и культуры, объектам транспортной инфраструктуры, объектам промышленности, промышленной инфраструктуры и иным категориям объектов);
  • возможный косвенный экономический ущерб (ущерб, связанный со снижением выпуска продукции и прекращением оказания услуг, досрочным выбытием фонда и мощностей, остановкой производства и иной деятельности).

В возможные неэкономические потери рекомендуется включать ущерб здоровью, жизни и благосостоянию населения, воздействие на экосистемные услуги и биоразнообразие.

Наряду с этим, мониторинг мер по адаптации к изменениям климата, предусмотренных отраслевыми, региональными и корпоративными планами адаптации к изменениям климата рекомендуется осуществлять на ежегодной основе по следующим характеристикам:

  • общий прогресс выполнения адаптационных мероприятий;
  • текущий уровень выполнения адаптационных мероприятий;
  • общий прогресс выполнения показателей достижения целей адаптации, предусмотренных Показателями достижения целей адаптации к изменениям климата, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 13 мая 2021 г. № 267;
  • текущий уровень выполнения плана адаптации.