Проект Федерального Закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

чт, 27/04/2023

Проект Федерального Закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Проектом Федерального Закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Законопроект) предлагается внести изменения в следующие Федеральные законы:

  • Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах);
  • Федеральный закон от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон о лицензировании);
  • Федерального закона от 14 июля 2022 года № 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные 59 акты Российской Федерации».

Основной целью Законопроекта является формирование эффективной государственной модели регулирования, направленной на обеспечение максимального объема утилизации отходов от использования товаров (в частности упаковки), что в итоге, по замыслу Законодателя, должно привести к снижению полигонного захоронения таких отходов.

Для законодательного закрепления указанной цели, Законопроектом в подпункте «а» пункта 1 статьи 1 предложено дополнить статью 3 Закона об отходах, закрепляющую основные принципы и приоритетные направления государственной политики в области обращения с отходами, новым приоритетным направлением — формирование системы обращения с отходами, направленной на их  максимальную утилизацию и снижение объемов захоронения отходов.

Для реализации постановленных Законопроектом целей предложено расширить Полномочия Российской Федерации в области обращения с отходами.

Так, согласно пункту 5 статьи 1 Законопроекта, в случае его принятия государственные органы будут уполномочены в частности:

  • устанавливать перечень товаров, в том числе товаров, являющихся упаковкой, подлежащих утилизации после утраты такими товарами полностью или частично своих потребительских свойств;
  • устанавливать методики расчета базовой ставки сбора для товаров, уплачиваемого производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (далее - экологический сбор);
  • устанавливать порядок расходования средств экологического сбора;
  • устанавливать порядок, формы и сроки представления производителями товаров отчетности о выполнении самостоятельной утилизации отходов, порядка, форм и сроков предоставления сведений и документов в реестр;
  • устанавливать перечень видов отходов от использования товаров, за счет утилизации которых может быть исполнена обязанность по обеспечению самостоятельной утилизации отходов от использования товаров;
  • устанавливать типовые формы договора поручительства, заключаемого при ввозе товаров;
  • устанавливать порядок проведения выездной оценки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих утилизацию отходов от использования товаров.

Лицензирование деятельности по обращению с отходами

Законопроект предлагает внести изменения и в сферу лицензирования при осуществлении деятельности по обращению с отходами. Изменения, согласно Законопроекту, предложено внести как в статью 9 Закона об отходах, так и в Закон о лицензировании.

Законопроектом предложено внести в статью 9 Закона об отходах следующие дополнения:

  • сведения о принадлежащих лицензиату оборудовании и (или) специализированных установках, используемых для осуществления работ по утилизации отходов I - IV классов опасности, и о производственной мощности такого оборудования и (или) таких специализированных установок (далее — Материально-техническая база) должны будут включаться в реестр лицензий;
  • В случае изменения производственной мощности и количества оборудования и (или) специализированных установок, используемых для осуществления работ по утилизации отходов I - IV классов опасности, требуется внесение соответствующих изменений в реестр лицензий, которые вносятся на основании заявления лицензиата о внесении изменений в реестр.

Регулирование в области обращения с отходами от использования товаров

Законопроект предлагает изменить редакцию статьи 24 Закон об отходах.

Новая редакция статьи 24 Закона об отходах, согласно пункту 5 статьи 1 Законопроекта, определяет круг лиц, обеспечивающих утилизацию отходов от использования товаров.

Согласно указанному пункту такими лицами являются:

  • юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров, в том числе товаров, являющихся упаковкой, на территории Российской Федерации (далее - производители товаров);
  • юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие ввоз товаров, в том числе товаров в упаковке, из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, или ввоз товаров из государств - членов Евразийского экономического союза (далее - импортеры товаров). 

Производители товаров, импортеры товаров будут должны обеспечивать утилизацию отходов от использования товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными Правительством Российской Федерации, за исключением утилизации отходов от использования товаров, являющихся упаковкой, в таких случаях производители, импортеры, обеспечивают утилизацию в отношении всей массы такого товара.

Согласно пункту 7 предложенной к принятию новой редакции статьи 24 Закона об отходах, производители товаров, импортеры товаров не обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования товаров в отношении товаров, используемых в качестве сырья, материалов (полуфабрикатов), запасных частей (комплектующих) при производстве товаров и при производстве транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор.

Для нормативной регламентации утилизации отходов от использования товаров, Законопроектом также предложено дополнить Закон об отходах статьями 242-1-242-4.

Предложенной к принятию статьей 242-1 предусмотрено определение момента возникновения обязанности по обеспечению утилизации отходов. Для производителей товаров будет иметь значение наиболее ранняя из следующих дат:

  • день отгрузки (передачи) товаров;
  • день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров;
  • день списания испорченного или бракованного товара.

Момент возникновения такой обязанности утилизации отходов для импортёров определяется исходя их того, ввезён ли товар из государств, являющихся членами Евразийского экономического союза или и иных государств.

При этом, согласно пункту 9 вводимой статьи 242-1, такая обязанность будет считаться исполненной: 

  • со дня представления отчетности о выполнении самостоятельной утилизации;
  • со дня уплаты экологического сбора.

Законопроектом так же определены случаи, при которых самостоятельная утилизация не может быть признана выполненной.

В соответствии с пунктом 7 статьи 242-1, производители товаров, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию, должны будут уплачивать экологический сбор.

Пунктом 5 статьи 242-1 предусматривается, что обязанность по обеспечению утилизации отходов считается исполненной в случае утилизации отходов путем их использования для производства товаров (продукции), однако это требование должно вступить в силу только с 2025 года.

Предложенная к принятию в Закон об отходах статья 242-2 устанавливается требование, согласно которому самостоятельная утилизация может признаваться выполненной только в случае осуществления утилизации отходов лицами, внесёнными в реестр утилизаторов. Так же, в рассматриваемой статье раскрывается порядок внесения сведений о таких лицах в указанный реестр.

Заключительная 4 статья Законопроекта в пункте 6 вводит механизм постепенного повышения ответственности и нормы утилизации отходов от использования товаров, являющихся упаковкой. Согласно данному механизму производителями и импортерами товаров от всей упаковки должно быть утилизировано:

  • В 2025 — 55 процентов;
  • в 2026-м — 75 процентов;
  • а с 2027 года — 100 процентов.

Регистрационный номер: № 345338-8;
Состояние: внесение Законопроекта в Государственную Думу;
Начало рассмотрения законопроекта: 25 апреля 2023 г.