По вопросу применения отдельных положений КоАП РФ при возбуждении дела об административном правонарушении по результатам «прокурорской проверки»

ср, 17/07/2024

Юридическое заключение по вопросу применения отдельных положений КоАП РФ при возбуждении дела об административном правонарушении по результатам «прокурорской проверки»

Основные выводы заключения:

1.В соответствии с действующим законодательством, с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2015 г. № 2-П для правомерности проведения проверки прокурором необходимо наличие следующих обязательных условий:

  • должен быть определен предмет конкретной проверки, обусловленный наличием сведений, указывающих на признаки нарушений законов в деятельности организации и ее должностных лиц;
  • сведения, указывающие на признаки нарушений законов в деятельности организации и ее должностных лиц и что их нельзя подтвердить или опровергнуть в ходе межведомственного взаимодействия с государственным органом, осуществляющим федеральный государственный надзор за деятельностью организаций;
  • предъявление организации в момент начала проверки мотивированного решения, в котором должна быть обоснована невозможность подтверждения или опровержения в ходе межведомственного взаимодействия с государственным органом, осуществляющим федеральный государственный надзор за деятельностью организаций сведений, указывающие на признаки нарушений законов в деятельности организации и ее должностных лиц.

При этом требование прокурора о предоставлении статистической и иной информации, документов возможно исключительно в рамках проводимой в отношении конкретного хозяйствующего субъекта проверки;

2.Срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня начала проверки.

При этом в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения прокурором дополнительных проверочных мероприятий в рамках указанной проверки, по решению прокурора или его заместителя срок проведения проверки может быть продлен. Срок проведения проверки может быть продлен не более чем на 30 календарных дней;

3.Руководитель или иной уполномоченный представитель проверяемой организации уведомляется о продлении (приостановлении, возобновлении) срока проведения проверки в течение двух дней со дня принятия решения о продлении (приостановлении, возобновлении) срока проведения указанной проверки.

При этом в отсутствие указанных уведомлений требование прокурора о предоставлении каких-либо документов за пределами срока проведения проверки, установленного решением о ее проведении, неправомерно;

4.Под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации (далее - государственный контроль (надзор), муниципальный контроль) в целях Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – ФЗ «О государственном контроле») понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

При этом деятельность органов прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю в рамках, установленных ФЗ «О государственном контроле», не относится;

5.Согласно ч. 5 ст. 4.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (далее - КоАП РФ) если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.

При этом согласно ч. 6 указанной статьи КоАП РФ если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II данного Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4 данной статьи;

6.В сложившейся судебной практике отсутствует единый подход в применении указанных положений КоАП РФ в случае выявления правонарушений и возбуждении дела об административном правонарушении по результатам прокурорской проверки.
Кроме того, у судов различные позиции касательно отнесения прокурорской проверки к контрольному (надзорному) мероприятию;

7.Судебная практика по указанным вопросам является разнонаправленной – примеры положительной судебной практики (в пользу хозяйствующих субъектов):

  • Решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 июля 2022 г. по делу № А60-28303/2022;
  • Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19 мая 2023 г. № Ф09-2706/23 по делу № А50-21190/2022;
  • Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 мая 2023 г. № Ф07-3960/2023 по делу № А21-6196/2022.

Примеры отрицательной судебной практики (в пользу контролирующих органов):

  • Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19 июня 2023 г. № Ф05-7694/2023 по делу № А40-145247/22-94-1101;
  • Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14 апреля 2023 г. № 16-1433/2023;
  • Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14 апреля 2023 г. № 16-1434/2023;

8.При уплате административного штрафа за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения, либо иным физическим или юридическим лицом не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа, за исключением административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.15, 13.37, 14.31, 14.31.2, частями 5 - 7 статьи 14.32, статьями 14.33, 14.56, 15.21, 15.30, 19.3, частями 1 - 8.1, 9.1 - 39 статьи 19.5, статьями 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 данного Кодекса.

При этом ч. 4 ст. 8.13 и ст. 8.33 КоАП РФ не входят в исключение, предусмотренное ч. 1.3-3. ст. 32.2 КоАП РФ.

С полным текстом данного юридического заключения можно ознакомиться в АСУ ЭКОЮРС – в модуле «Путеводитель по юридическим заключениям» (ноябрь 2023 года).

Заказать полный текст заключения
из Центра правового обеспечения природопользования
(от 1 000 руб)

 Заказать