По вопросу необходимости представления данных регулярных наблюдений за водным объектом в случае фактического неиспользования водного объекта

вт, 26/09/2023

Юридическое заключение по вопросу необходимости представления данных регулярных наблюдений за водным объектом в случае фактического неиспользования водного объекта

Основные выводы заключения:

1.Согласно пп. 3 ч. 3 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ (далее – Водный кодекс РФ) на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2  и  4  данной статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается, в т.ч. в целях строительства и реконструкции гидротехнических сооружений.

В соответствии с п. 4.1. Типовой формы Решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 января 2022 г. № 51) (далее- Типовая форма Решения) одним из условий использования водного объекта или его части является соблюдение требований, предусмотренных ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ.

В соответствии с пп. 5 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести в т.ч регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты таких наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации орган исполнительной власти.

На основании п. 1 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. № 282) (далее - Росводресурсы) Росводресурсы являются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.

Таким образом, проведение регулярных наблюдений за водными объектами и их водоохранными зонами, а также представление результатов таких наблюдений является условием использования водного объекта или его части.

На основании изложенного, проведение регулярных наблюдений за водными объектами и их водоохранными зонами, а также представление результатов таких наблюдений является обязанностью водопользователя.

На основании п. 8 Порядка представления сведений, полученных в результате наблюдений за водными объектами, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, собственниками водных объектов и водопользователями (утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 6 февраля 2008 г. № 30) (далее – Порядок) собственники водных объектов и водопользователи представляют сведения, получаемые в результате наблюдений за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами, в соответствующие территориальные органы Росводресурсов.

Согласно Приказу Росводресурсов от 11 марта 2014 г. № 66 «Об утверждении Положений о территориальных органах Федерального агентства водных ресурсов» территориальными органами Росводресурсов являются Бассейновые водные управления.

Формы представления данных регулярных наблюдений за водными объектами и их водоохранными зонами собственниками водных объектов и водопользователями установлены разделом 6 Приложения № 2 к Порядку.

К указанным формам относятся:

  • Форма 6.1 «Данные наблюдений за водными объектами (их морфометрическими особенностями) за N год»;
  • Форма 6.2 «Сведения о состоянии водоохранных зон водных объектов за N год»;
  • Форма 6.3 «Сведения о режиме использования водоохранных зон водных объектов за N год».

При этом указанную информацию за прошедший год необходимо представить в срок до 15 марта текущего года.

2.Согласно ст. 11 Водного кодекса РФ право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным данным Кодексом и другими федеральными законами.

Право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается хозяйствующими субъектами в т.ч. на основании:

  • договоров водопользования;
  • решений о предоставлении водных объектов в пользование.

В соответствии с п. 4.1 Типовой формы Решения и пп. 5 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ предоставление в установленном порядке сведений о результатах регулярных наблюдений за водными объектами и их водоохранными зонами является условием осуществления права пользования водным объектом при приобретении такого права на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование.

При этом согласно пп. «е» п. 7 Правил подготовки и заключения договора водопользования (утв. Постановлением правительства РФ от 12 марта 2008 г. № 165) к заявлению о предоставлении водного объекта в пользование прилагаются материалы, содержащие сведения о возможности ведения в установленном порядке регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной при осуществлении водопользования.

Таким образом, основание приобретения права пользования водным объектом или его частью (договор водопользования, решение о предоставлении водного объекта в пользование) не имеет самостоятельного правового значения для целей необходимости предоставления сведений о результатах регулярных наблюдений за водным объектом (его частью) и его водоохранной зоной.

3.В соответствии со ст. 7.6 КоАП РФ самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей;
  • на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Также, в соответствии со ст. 19.7 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от ста до трехсот рублей;
  • на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей;
  • на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

На основании изложенного, непредставление сведений, полученных в результате наблюдений за водными объектами, влечет риск привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.6 КоАП РФ и ст. 19.7 КоАП РФ.

С полным текстом данного юридического заключения можно ознакомиться в АСУ ЭКОЮРС в модуле «Путеводитель по юридическим заключениям» (август 2023 года)

Заказать полный текст заключения
из Центра правового обеспечения природопользования
(от 1 000 руб)

 Заказать