Проект Федерального закона «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации»
Данным законопроектом предлагается внести изменения в «Лесной кодекс Российской Федерации» от 04 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (далее - Лесной кодекс РФ) с целью создания правовых оснований для реализации на территории РФ климатических проектов в лесах на землях различных категорий, обеспечивающих сокращение (предотвращение) выбросов парниковых газов или увеличение поглощения парниковых газов.
Напомним, что согласно ст. 2 Федерального закона от 02 июля 2021 г. № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» (далее - ФЗ № 296) климатический проект — это комплекс мероприятий, обеспечивающих сокращение (предотвращение) выбросов парниковых газов или увеличение поглощения парниковых газов.
Так, Лесной кодекс РФ предлагается дополнить главой 4.1, содержащей:
- Ст. 66.1 «Лесоклиматические проекты»;
- Ст. 66.2 «Соглашение о реализации лесоклиматического проекта»;
- Ст. 66.3 «Результаты реализации лесоклиматического проекта».
В соответствии со ст. 66.1 лесоклиматические проекты будут представлять из себя климатические проекты, реализуемые в соответствии с ФЗ № 296 и Лесным кодексом РФ в лесах, расположенных на землях лесного фонда, и землях, не относящихся к землям лесного фонда (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), предусматривающие осуществление мероприятий, направленных на сокращение выбросов и увеличение поглощения парниковых газов. При реализации таких проектов могут предусматриваться в том числе мероприятия по:
- охране лесов от пожаров;
- защите лесов от вредителей и болезней;
- воспроизводству лесов;
- лесоразведению.
Предполагается, что лесоклиматические проекты будут реализовываться заинтересованными лицами на добровольных началах на основании соглашений о реализации лесоклиматических проектов (далее – Соглашение) самостоятельно либо с привлечением за свой счет иных лиц, в том числе на договорной основе государственных (муниципальных) учреждений. При этом, территория, на которой планируется реализация лесоклиматического проекта может включать в себя лесные участки, предоставленные иным лицам, если имеется письменное согласие указанных лиц на осуществление на таких лесных участках мероприятий, предусмотренных Соглашением.
Предусмотрено, что сторонами Соглашения будут являться заинтересованное лицо и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный лесной контроль (надзор) (далее – Рослесхоз).
Согласно п. 5 ст. 66.2 Соглашение должно будет включать в себя в том числе следующие условия:
- сведения о правах (в том числе третьих лиц) на лесные (земельные) участки, расположенные в пределах территории реализации лесоклиматического проекта;
- перечень мероприятий, осуществляемых при реализации лесоклиматического проекта, а также параметры и сроки их осуществления;
- ожидаемые результаты и сроки реализации лесоклиматического проекта;
- обязательство заинтересованного лица включить в течение 5 лет с момента заключения соглашения сведения о реализации лесоклиматического проекта в реестр углеродных единиц;
- обязательство заинтересованного лица не реже одного раза в 5 лет представлять результаты мониторинга параметров реализации лесоклиматического проекта в Рослесхоз.
В п. 9 указанной статьи предлагается обозначить перечень оснований для отказа в заключении Соглашения. Кроме того, в п. 13 данной статьи предлагается закрепить возможность расторжения Соглашения в одностороннем порядке по требованию Рослесхоза.
Необходимо отметить также, что исполнитель климатического проекта в случае, если это предусмотрено Соглашением, будет осуществлять:
- меры пожарной безопасности в лесах;
- меры противопожарного обустройства лесов;
- мероприятия по предупреждению распространения вредных организмов;
- воспроизводство лесов;
- лесовосстановление;
- лесоразведение;
- уход за лесами.
Номер законопроекта: № 566540-8
Дата внесения в Государственную Думу: 1 марта 2024 г.
Состояние: направлен в Комитет Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды.